Создание специализированного центра исследования проблем устойчивого развития региональных систем в СЗАГС обусловлено тем, что современная цивилизация столкнулась не просто с экологическим, а с все разрастающимся в мире социальным эколого-экономическим кризисом, преодоление которого требует пересмотра принятых ранее положений в экономической, социальной, экологической, нравственно-этической и политической сферах, строгого согласования с законами развития биосферы и вытекающими отсюда ограничениями и запретами.
Каждой стране мирового сообщества в соответствии со своим потенциалом и особенностями определена своя специфическая роль в решении общечеловеческой проблемы устойчивого развития, которая должна быть отражена в национальной стратегии перехода этой страны к устойчивому развитию.
Если необходимость решения проблем устойчивого развития на федеральном уровне не вызывает сомнения, то уже сейчас крайне своевременно говорить о региональной составляющей обеспечения перехода Общества к устойчивому развитию и о возможностях применения идеи устойчивого развития для решения проблем управления субъектами федерального государства.
На уровне отдельного региона вопросы местного и национального масштаба, согласно Конституции РФ, должны находить единое по всей вертикали власти решение. Здесь очевидна прямая и обратная связь в решении проблем устойчивого развития федерального государства. Многие вопросы сохранения и развития государства замыкаются на проблеме управления развитием его регионов. И вполне вероятно, что региональный подход к управлению развитием федерального государства может стать его организационной основой. Центром разработаны и внедряются программы местного (муниципальных образований, малых и средних городов) территориального устойчивого развития субъектов РФ СЗФО (Ленинградской, Калининградской, Псковской областей, Республика Карелия).
С решением проблем устойчивого развития тесно связанна и проблема национальной безопасности как федерального, так и регионального, и местного уровней.
В этой связи необходимым компонентом системы подготовки государственных служащих становится получение фундаментального образования в области теории и практики решения проблем устойчивого развития и национальной безопасности общества. По нашему мнению, руководитель любого уровня наряду с конкретными знаниями, методами, средствами обеспечения его управленческой деятельности должен обладать широким методологическим кругозором, фундаментальными знаниями и глубоким пониманием решения проблем устойчивого развития и национальной безопасности муниципального образования, региона, федерального государства. Говоря о важности подготовки государственных служащих в обозначенной области теории и практики управления обществом, нельзя не учитывать и тот факт, что от способностей руководителей и исполнителей госаппарата обеспечивать устойчивость и безопасность подведомственных им процессов зависит не только стабильность жизни всех сфер жизни общества, но также уровень жизни и психологическое состояние каждого гражданина общества. По своей сути, решение проблем устойчивого развития и национальной безопасности должно рассматриваться как ядро сферы управления и стержень любой организаторской и управленческой деятельности, а в целостном пространстве жизни общества - как ядро и стабилизирующий механизм разумного управления жизненным процессом этого общества.
Все сказанное выше приводит к мнению о необходимости фундаментальной методологической, теоретической и практической подготовки государственных служащих всех звеньев и всех уровней по проблемам устойчивого развития и национальной безопасности на систематической организационной основе.
Основой решения проблем устойчивого развития могут стать только глубокие теоретические и практические знания понимания общемировых социальных, экономических, экологических процессов и интеллектуальный и технологический инновационный потенциал той или иной страны, векторно направленный на решение проблем ее безопасности. Для России это особенно значимо.
Поэтому цель создания Центра - подготовка специалистов высшей квалификации по проблемам устойчивого развития, способных управлять развитием российских регионов и России в целом, исходя из решения геополитической задачи ее национальной безопасности, на основе понимания общемировых социальных, экономических, экологических процессов и использования российского интеллектуального и технологического инновационного потенциала.
В задачи центра входит деятельность по трем направлениям:
Каждой стране мирового сообщества в соответствии со своим потенциалом и особенностями определена своя специфическая роль в решении общечеловеческой проблемы устойчивого развития, которая должна быть отражена в национальной стратегии перехода этой страны к устойчивому развитию.
Если необходимость решения проблем устойчивого развития на федеральном уровне не вызывает сомнения, то уже сейчас крайне своевременно говорить о региональной составляющей обеспечения перехода Общества к устойчивому развитию и о возможностях применения идеи устойчивого развития для решения проблем управления субъектами федерального государства.
На уровне отдельного региона вопросы местного и национального масштаба, согласно Конституции РФ, должны находить единое по всей вертикали власти решение. Здесь очевидна прямая и обратная связь в решении проблем устойчивого развития федерального государства. Многие вопросы сохранения и развития государства замыкаются на проблеме управления развитием его регионов. И вполне вероятно, что региональный подход к управлению развитием федерального государства может стать его организационной основой. Центром разработаны и внедряются программы местного (муниципальных образований, малых и средних городов) территориального устойчивого развития субъектов РФ СЗФО (Ленинградской, Калининградской, Псковской областей, Республика Карелия).
С решением проблем устойчивого развития тесно связанна и проблема национальной безопасности как федерального, так и регионального, и местного уровней.
В этой связи необходимым компонентом системы подготовки государственных служащих становится получение фундаментального образования в области теории и практики решения проблем устойчивого развития и национальной безопасности общества. По нашему мнению, руководитель любого уровня наряду с конкретными знаниями, методами, средствами обеспечения его управленческой деятельности должен обладать широким методологическим кругозором, фундаментальными знаниями и глубоким пониманием решения проблем устойчивого развития и национальной безопасности муниципального образования, региона, федерального государства. Говоря о важности подготовки государственных служащих в обозначенной области теории и практики управления обществом, нельзя не учитывать и тот факт, что от способностей руководителей и исполнителей госаппарата обеспечивать устойчивость и безопасность подведомственных им процессов зависит не только стабильность жизни всех сфер жизни общества, но также уровень жизни и психологическое состояние каждого гражданина общества. По своей сути, решение проблем устойчивого развития и национальной безопасности должно рассматриваться как ядро сферы управления и стержень любой организаторской и управленческой деятельности, а в целостном пространстве жизни общества - как ядро и стабилизирующий механизм разумного управления жизненным процессом этого общества.
Все сказанное выше приводит к мнению о необходимости фундаментальной методологической, теоретической и практической подготовки государственных служащих всех звеньев и всех уровней по проблемам устойчивого развития и национальной безопасности на систематической организационной основе.
Основой решения проблем устойчивого развития могут стать только глубокие теоретические и практические знания понимания общемировых социальных, экономических, экологических процессов и интеллектуальный и технологический инновационный потенциал той или иной страны, векторно направленный на решение проблем ее безопасности. Для России это особенно значимо.
Поэтому цель создания Центра - подготовка специалистов высшей квалификации по проблемам устойчивого развития, способных управлять развитием российских регионов и России в целом, исходя из решения геополитической задачи ее национальной безопасности, на основе понимания общемировых социальных, экономических, экологических процессов и использования российского интеллектуального и технологического инновационного потенциала.
В задачи центра входит деятельность по трем направлениям:
- образовательному;
- исследовательскому;
- прикладному.
Образовательное направление: целевая переподготовка государственных служащих разных уровней управления, ориентированная на реализацию моделей устойчивого развития и национальной безопасности; организация учебного процесса; работа по методическому обеспечению учебного процесса; взаимодействие с факультетами и кафедрами СЗАГС и структурными подразделениями других вузов. (Отметим, что необходимость наличия сильной методической группы обусловлена тем, что данный учебный процесс весьма специфичен в силу выраженной междисциплинарности предмета изучения, новизны его постановки и недостаточности имеющихся исследований, что требует глубокой и постоянно изменяющейся проработки методических вопросов).
В рамках образовательного направления подготовлены программы и проводится обучение в формате курсов повышения квалификации по направлениям:
1. ?Национальная безопасность - основа государственной политики Российской Федерации?.
2. ?Проблемы устойчивого развития региональных систем?.
3. ?Управление безопасностью в чрезвычайных ситуациях?.
Исследовательское направление: разработка теоретической базы для создания организационных, управленческих, прогностических моделей устойчивого развития и национальной безопасности государственных систем разных уровней, муниципальных, городских, региональных; организация постоянно действующей Международной Научной школы "Моделирование и анализ безопасности и риска в сложных социальных, экономических, экологических системах"; организация взаимодействия с различными научными и образовательными структурами по фундаментальным аспектам устойчивого развития и национальной безопасности; выполнение договорных научно-исследовательских работ.
Список договорных научно-исследовательских работ выполненных в Центре:
1. ?Исследование планетарных проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности Человека на современном этапе развития мирового сообщества? (2007г.)
2. ?Разработка предложений по повышению безопасности Санкт-Петербурга от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в составе расчетно-пояснительной записки паспорта безопасности города? (2007г.)
3. ?Сбор и анализ информационных материалов по утилизации ТБО в СЗФО и Центральном федеральном округе? (2007г.)
4. "Оценка социально-экономических и прочих аспектов участия российской промышленности, включая предприятия объединенной судостроительной корпорации, в реализации проектов освоения углеводородных месторождений на шельфе России". (2007-2008г.)
5. ?Разработка комплексной системы мероприятий по решению проблем обеспечения национальной безопасности, стоящих перед судостроительной промышленностью и военно-морским флотом России при освоении нефтегазовых шельфовых месторождений в условиях Арктики?. (2008-2009)
В 2008 г. сотрудники центра приняли участие и выступили с докладами на:
- Международном Экономическом Форуме (СПб., июнь 2008г.).
- Энергетическом Форуме (Москва, апрель 2008г.).
- Российско-Канадской конференции (Спб., май 2008г.).
- Международной конференции ?МориТекс-2008? (СПб., июнь 2008г.)
Организовали и провели совместно с Международным комитетом ?InterSafety? Международный Форум ?Опыт и практика предупреждения глобальных угроз XXI века? (СПб., Мариинский дворец, апрель 2008 г.
Прикладное направление: внедрение моделей устойчивого развития и национальной безопасности в конкретных организациях, учреждениях, муниципальных образованиях, городах, регионах; формирование учебных планов по прикладным аспектам устойчивого развития и национальной безопасности, организация договорных научно-прикладных исследований с заказчиками.
Основные вопросы, рассматриваемые в рамках указанных направлений деятельности Центра:
1. Моделирование и анализ безопасности и рисков в сложных социальных, экономических и экологических системах.
2. Методы исследования процессов принятия решений в условиях неопределенности.
3. Математико-экономическая теория устойчивости.
4. Сценарное управление риском в бизнесе и технике.
5. Регионоведение, Региональная политика.
6. Экологические проблемы Человека и Общества.
7. Экономическая безопасность.
8. Социальная безопасность.
9. Государственная безопасность.
10. Терроризм.
11. Национальная безопасность общества, как в России, так и в Мире.
12. Методологическое понимание проблем устойчивого развития Природы, Человека и Общества.
13. Социально-психологические и педагогические основы решения проблем устойчивого общественного развития.
14. Экология сознания.
15. Устойчивые методы организации жизни.
Специалисты центра сотрудничают с депутатами Государственной Думы РФ, членами Совета Федерации РФ, членами Правительства РФ, членами Администрации Президента РФ, русской Православной церковью.
Центр взаимодействует с Представительством Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, Северо-Западным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с органами безопасности и правопорядка, с органами государственного и муниципального управления в Северо-Западном федеральном округе. Специалисты этих органов принимают активное участие в исследовательской и преподавательской работе Центра.
Центр также взаимодействует с целым рядом российских и международных общественных негосударственных научных и гуманитарных организаций. Центр осуществляет активную деятельность в рамках Российской академии естественных наук.
Состав центра
Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д. 6/10
Перейти к карте >>
Директор центра:
Ивченко Борис Павлович, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный инженер РФ, зам. руководителя рабочей группы при Представительстве Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе в комиссии по экологической безопасности. Председатель международного экспертного Совета международного комитета ?Intersafety? по проблемам устойчивого развития энергетической и экологической безопасности.
Биография >>
каб. 106; тел. (812) 335-94-68, местн. 2238
Ведущий научный сотрудник:
Мартыщенко Леонид Андреевич, д.т.н., профессор
каб. 106; тел. (812) 335-94-68, местн. 2201
Ведущий научный сотрудник:
Малышев Игорь Николаевич, к.т.н.
каб. 106; тел. (812) 335-94-68, местн. 2201
Специалист по учебно-методической работе:
Майорова Елена Сергеевна
каб. 106; тел. (812) 335-94-68, местн. 2201
Информация обновлена
06.11.2009
06.11.2009