Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Центр исследования проблем устойчивого развития региональных систем



Создание специализированного центра исследования проблем устойчивого развития региональных систем в СЗАГС обусловлено тем, что современная цивилизация столкнулась не просто с экологическим, а с все разрастающимся в мире социальным эколого-экономическим кризисом, преодоление которого требует пересмотра принятых ранее положений в экономической, социальной, экологической, нравственно-этической и политической сферах, строгого согласования с законами развития биосферы и вытекающими отсюда ограничениями и запретами.


Каждой стране мирового сообщества в соответствии со своим потенциалом и особенностями определена своя специфическая роль в решении общечеловеческой проблемы устойчивого развития, которая должна быть отражена в национальной стратегии перехода этой страны к устойчивому развитию.

Если необходимость решения проблем устойчивого развития на федеральном уровне не вызывает сомнения, то уже сейчас крайне своевременно говорить о региональной составляющей обеспечения перехода Общества к устойчивому развитию и о возможностях применения идеи устойчивого развития для решения проблем управления субъектами федерального государства.

На уровне отдельного региона вопросы местного и национального масштаба, согласно Конституции РФ, должны находить единое по всей вертикали власти решение. Здесь очевидна прямая и обратная связь в решении проблем устойчивого развития федерального государства. Многие вопросы сохранения и развития государства замыкаются на проблеме управления развитием его регионов. И вполне вероятно, что региональный подход к управлению развитием федерального государства может стать его организационной основой. Центром разработаны и внедряются программы местного (муниципальных образований, малых и средних городов) территориального устойчивого развития субъектов РФ СЗФО (Ленинградской, Калининградской, Псковской областей, Республика Карелия).

С решением проблем устойчивого развития тесно связанна и проблема национальной безопасности как федерального, так и регионального, и местного уровней.

В этой связи необходимым компонентом системы подготовки государственных служащих становится получение фундаментального образования в области теории и практики решения проблем устойчивого развития и национальной безопасности общества. По нашему мнению, руководитель любого уровня наряду с конкретными знаниями, методами, средствами обеспечения его управленческой деятельности должен обладать широким методологическим кругозором, фундаментальными знаниями и глубоким пониманием решения проблем устойчивого развития и национальной безопасности муниципального образования, региона, федерального государства. Говоря о важности подготовки государственных служащих в обозначенной области теории и практики управления обществом, нельзя не учитывать и тот факт, что от способностей руководителей и исполнителей госаппарата обеспечивать устойчивость и безопасность подведомственных им процессов зависит не только стабильность жизни всех сфер жизни общества, но также уровень жизни и психологическое состояние каждого гражданина общества. По своей сути, решение проблем устойчивого развития и национальной безопасности должно рассматриваться как ядро сферы управления и стержень любой организаторской и управленческой деятельности, а в целостном пространстве жизни общества - как ядро и стабилизирующий механизм разумного управления жизненным процессом этого общества.

Все сказанное выше приводит к мнению о необходимости фундаментальной методологической, теоретической и практической подготовки государственных служащих всех звеньев и всех уровней по проблемам устойчивого развития и национальной безопасности на систематической организационной основе.

Основой решения проблем устойчивого развития могут стать только глубокие теоретические и практические знания понимания общемировых социальных, экономических, экологических процессов и интеллектуальный и технологический инновационный потенциал той или иной страны, векторно направленный на решение проблем ее безопасности. Для России это особенно значимо.

Поэтому цель создания Центра - подготовка специалистов высшей квалификации по проблемам устойчивого развития, способных управлять развитием российских регионов и России в целом, исходя из решения геополитической задачи ее национальной безопасности, на основе понимания общемировых социальных, экономических, экологических процессов и использования российского интеллектуального и технологического инновационного потенциала.


В задачи центра входит деятельность по трем направлениям:
  • образовательному;
  • исследовательскому;
  • прикладному.


    Образовательное направление: целевая переподготовка государственных служащих разных уровней управления, ориентированная на реализацию моделей устойчивого развития и национальной безопасности; организация учебного процесса; работа по методическому обеспечению учебного процесса; взаимодействие с факультетами и кафедрами СЗАГС и структурными подразделениями других вузов. (Отметим, что необходимость наличия сильной методической группы обусловлена тем, что данный учебный процесс весьма специфичен в силу выраженной междисциплинарности предмета изучения, новизны его постановки и недостаточности имеющихся исследований, что требует глубокой и постоянно изменяющейся проработки методических вопросов).

    В рамках образовательного направления подготовлены программы и проводится обучение в формате курсов повышения квалификации по направлениям:
    1. ?Национальная безопасность - основа государственной политики Российской Федерации?.
    2. ?Проблемы устойчивого развития региональных систем?.
    3. ?Управление безопасностью в чрезвычайных ситуациях?.


    Исследовательское направление: разработка теоретической базы для создания организационных, управленческих, прогностических моделей устойчивого развития и национальной безопасности государственных систем разных уровней, муниципальных, городских, региональных; организация постоянно действующей Международной Научной школы "Моделирование и анализ безопасности и риска в сложных социальных, экономических, экологических системах"; организация взаимодействия с различными научными и образовательными структурами по фундаментальным аспектам устойчивого развития и национальной безопасности; выполнение договорных научно-исследовательских работ.


    Список договорных научно-исследовательских работ выполненных в Центре:
    1. ?Исследование планетарных проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности Человека на современном этапе развития мирового сообщества? (2007г.)
    2. ?Разработка предложений по повышению безопасности Санкт-Петербурга от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций в составе расчетно-пояснительной записки паспорта безопасности города? (2007г.)
    3. ?Сбор и анализ информационных материалов по утилизации ТБО в СЗФО и Центральном федеральном округе? (2007г.)
    4. "Оценка социально-экономических и прочих аспектов участия российской промышленности, включая предприятия объединенной судостроительной корпорации, в реализации проектов освоения углеводородных месторождений на шельфе России". (2007-2008г.)
    5. ?Разработка комплексной системы мероприятий по решению проблем обеспечения национальной безопасности, стоящих перед судостроительной промышленностью и военно-морским флотом России при освоении нефтегазовых шельфовых месторождений в условиях Арктики?. (2008-2009)

    В 2008 г. сотрудники центра приняли участие и выступили с докладами на:
  • Международном Экономическом Форуме (СПб., июнь 2008г.).
  • Энергетическом Форуме (Москва, апрель 2008г.).
  • Российско-Канадской конференции (Спб., май 2008г.).
  • Международной конференции ?МориТекс-2008? (СПб., июнь 2008г.)

    Организовали и провели совместно с Международным комитетом ?InterSafety? Международный Форум ?Опыт и практика предупреждения глобальных угроз XXI века? (СПб., Мариинский дворец, апрель 2008 г.

    Прикладное направление: внедрение моделей устойчивого развития и национальной безопасности в конкретных организациях, учреждениях, муниципальных образованиях, городах, регионах; формирование учебных планов по прикладным аспектам устойчивого развития и национальной безопасности, организация договорных научно-прикладных исследований с заказчиками.


    Основные вопросы, рассматриваемые в рамках указанных направлений деятельности Центра:
    1. Моделирование и анализ безопасности и рисков в сложных социальных, экономических и экологических системах.
    2. Методы исследования процессов принятия решений в условиях неопределенности.
    3. Математико-экономическая теория устойчивости.
    4. Сценарное управление риском в бизнесе и технике.
    5. Регионоведение, Региональная политика.
    6. Экологические проблемы Человека и Общества.
    7. Экономическая безопасность.
    8. Социальная безопасность.
    9. Государственная безопасность.
    10. Терроризм.
    11. Национальная безопасность общества, как в России, так и в Мире.
    12. Методологическое понимание проблем устойчивого развития Природы, Человека и Общества.
    13. Социально-психологические и педагогические основы решения проблем устойчивого общественного развития.
    14. Экология сознания.
    15. Устойчивые методы организации жизни.

    Специалисты центра сотрудничают с депутатами Государственной Думы РФ, членами Совета Федерации РФ, членами Правительства РФ, членами Администрации Президента РФ, русской Православной церковью.

    Центр взаимодействует с Представительством Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, Северо-Западным региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с органами безопасности и правопорядка, с органами государственного и муниципального управления в Северо-Западном федеральном округе. Специалисты этих органов принимают активное участие в исследовательской и преподавательской работе Центра.

    Центр также взаимодействует с целым рядом российских и международных общественных негосударственных научных и гуманитарных организаций. Центр осуществляет активную деятельность в рамках Российской академии естественных наук.





    Состав центра


    Санкт-Петербург, ул. Черняховского, д. 6/10
    Перейти к карте >>

    Директор центра:
    Ивченко Борис Павлович, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный инженер РФ, зам. руководителя рабочей группы при Представительстве Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе в комиссии по экологической безопасности. Председатель международного экспертного Совета международного комитета ?Intersafety? по проблемам устойчивого развития энергетической и экологической безопасности.
    Биография >>

    каб. 106; тел. (812) 335-94-68, местн. 2238


    Ведущий научный сотрудник:
    Мартыщенко Леонид Андреевич, д.т.н., профессор
    каб. 106; тел. (812) 335-94-68, местн. 2201


    Ведущий научный сотрудник:
    Малышев Игорь Николаевич, к.т.н.
    каб. 106; тел. (812) 335-94-68, местн. 2201


    Специалист по учебно-методической работе:
    Майорова Елена Сергеевна
    каб. 106; тел. (812) 335-94-68, местн. 2201

Информация обновлена
06.11.2009
 

Сообщить об ошибке на сайте администратору

Версия для печати





2008TRINET
Разработка сайтов
Продвижение оптимизация (SEO)
Реклама в Интернете
Rambler's Top100